РАЗРЫВНЫЕ НАРУШЕНИЯ СО СМЕЩЕНИЕМ (ПАРАКЛАЗЫ).
Этот вид нарушений имеет очень большое значение в формировании структуры земной коры. Параклазами считаются такие нарушения, в которых смещение отдельных чатей породы вблизи трещины наблюдается невооруженным взглядом. Величина смещений в разрывных нарушениях бывает весьма разнообразна — от нескольких сантиметров до нескольких километров, а иногда и десятков километров. Каждое нарушение характеризуется трещиной или сместителем и расположенными по обе стороны от него крыльями. В зависимости от направления относительного движения крыльев (или одного крыла) нарушенияделятся на четыре типа: 1. Сбросовый, когда одно из крыльев по сместителю опускается по отношению к другому крылу и плоскость сместителя наклонена от опущенного крыла. 2. Надвиговый, когда, наоборот, происходит поднятие или надвигание одного из крыльев на другое и плоскость сместителя наклонена в сторону поднятого крыла. 3. Сдвиговый, когда наблюдается перемещение крыльев в горизонтальном направлении. 4. Комбинированный тип нарушения может состоять из комбинации первого и третьего типов (сбросо-сдвиговое) или второго и третьего (сдвиго-надвиговое). Первый тип разрывов обычно связан с растяжением слоев, а второй и третий — с сжатием. Установить точно тип движения в разрывах бывает очень трудно, так как обычно сам процесс движения наблюдать не удается, а видны только его результаты. В связи с этим практически часто классифицируют разрывные нарушения не по типу движений, а по форме самого нарушения — по взаимоотношению сместителя и крыльев и т. п. В том случае, когда тип нарушения неясен, нарушение называют обобщающим термином разлом. Сбросовый тип нарушений. Характерным представителем этого типа нарушений является прямой сброс, при котором одно крыло опущено. Поверхность сместителя вертикальна или наклонена в сторону опущенного крыла. В зависимости от крутизны наклона этой поверхности выделяют сбросы пологие (до 45°), крутые (свыше 45°) и вертикальные (85—90°). Поверхность сместителя иногда бывает волнистая с наклоном под разными углами. У вертикальных сбросов она в отдельных случаях может быть даже запрокинута, т. е. наклонена в обратную сторону от опущенного крыла, и тогда сброс называется обратным, или запрокинутым. Амплитуда сбросов бывает очень различна, достигая многих сотен и даже первых тысяч метров. На плоскости сместителя иногда наблюдаются царапины, вытянутые вдоль движения крыла. Часто сбросовая трещина заполнена перемятыми брекчированными породами, а иногда солями, принесенными подземными водами, которые почти всегда циркулируют в сбросовых трещинах. Сбросовый уступ из-за процессов денудации сохраняется обычно недолго, и поэтому его можно видеть только у очень молодых (четвертичных) сбросов. К.В. Курдюков наблюдал сбросовый уступ высотой 10 м в районе оз. Балхаш. Резкий, как бы обрезанный уступ Талышских гор на восток в сторону Каспийского моря связан, по-видимому, также с молодым сбросом большой амплитуды.
Назад Далее...
|